Лаборатория «музыкальных физиков»

Одним из открытий Летней Школы в Гнесинке 2018 стал трехдневный курс по теории музыки «Музыкальные опыты. Лаборатория Елены Двоскиной». По признанию его автора, музыковеда, кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского и МССМШ им. Гнесиных Елены Марковны Двоскиной, в интеллигентной музыкальной среде сегодня есть запрос на образование, который не всегда удовлетворяется школьным курсом, поскольку школа — это определенная программа со своими требованиями. «В наши дни зарождается немного другая образовательная и творческая среда, которая требует иного разговора, — делится Елена Марковна, — и я чувствую в обществе этот немой запрос».

Изначально он подтвердился, когда Елена преподавала в Образовательном центре «Сириус» (г.Сочи) детям разной музыкальной подготовки и специализации:

— В одной группе там могли оказаться скрипач из ЦМШ и домрист из алтайского села, и невозможно было подобрать упражнения, с которыми они бы справлялись одновременно. Поэтому моей задумкой при разработке курса было сделать теорию музыки интересной всем, превратить ее в познавательное исследование, а не простой набор инструктивных упражнений.

Проведение курса теории музыки в «Сириусе» оказалось столь удачным, что Елена Двоскина предложила ввести эту программу и в «Летнюю школу в Гнесинке». Когда курс был анонсирован, случился переаншлаг заявок, и вместо одной группы для занятий были набраны три. Помимо прослушивания интересных лекций, ребята попробовали сочинить бесконечный канон, который так запал им в душу, что и после окончания уроков из кабинетов доносилась эта мелодия. Изучили разнообразные виды нотаций, десятилинейный нотный стан и многие другие «заумные вещи, которые они никогда не видели».

 

— Но я считаю, главное — не это. А то, что они увидели новую область интересов. Теория в музыке — это своего рода физика. Если мы люди, а не кокер-спаниели, то нам должно быть важно и интересно, как устроена эта планета. И если обычная физика — это наука, которая объясняет законы мира, в котором мы ходим, дышим, смотрим и как-то себя с ним ассоциируем, то теория музыки — это физика музыкального мира. Но у каждого свой объем этого интереса.

По мнению Елены, когда мы имеем дело с музыкальным сочинением, то имеем дело с миром, но не в сентиментальном смысле «ах, это целый мир!», а с тем, что существует по своим законам:

— Если сочинение сложено, значит, оно складное. Если оно складное, значит, оно ладное. Если оно ладное, то есть лад — закон, по которому его части друг с другом соотносятся и друг другу подходят. Тот человек, кому это важно — это «музыкальный физик», теоретик. Когда мы занимаемся этими законами, а не просто делаем упражнения, то человек, который живет в музыке правильно, ощущает не оторопь от новой информации, а радость узнавания того, что он всегда чувствовал.

 

Отзывы студентов о курсе и правда были полны восторга и радости. Приведем один из них:

— Для меня этот предмет был новым, так как в школе меня ему не учили, и то, что я узнал на уроках, оказалось настолько интересным, что пока я все не рассказал своей семье, не смог успокоиться. Я даже попросил у Елены Марковны забрать ее листочки конспектов себе домой, чтобы дальше изучать то, что не до конца усвоил. На лекциях я узнал об истории возникновения музыки и о том, как она, а точнее ее запись, становилась похожей на то, что мы знаем сейчас. Мы даже сочинили барочный канон, стилизованный под те времена, когда это было мейнстримом. Все лекции были захватывающими, и я под большим впечатлением. Спасибо Елене Марковне!

Артемий Соколовский, ученик 8 класса Школы им. Гнесиных

Курс теории музыки Елены Двоскиной будет повторен (и расширен) в следующей «Летней школе в Гнесинке», которая пройдет с 5 по 15 августа 2019 года.

Comments are closed.

  • Видеодайджест

     

     

  • Концерты

  • Мастер-классы, педагоги

  • Оркестр

© 2016-2024 МССМШ им. Гнесиных